Конституционным правом человека является право на обращение в суд за защитой своих прав.
При этом, многие забывают, что кроме судебной защиты, Конституция предусматривает право каждого защищать свои права любыми не запрещенными законами способами.
К сожалению, незнание других механизмов защиты своих прав зачастую и становится тем самым препятствием, вынуждающим людей обращаться сразу в судебную инстанцию.
В свою очередь, наряду с судебной инстанцией, существуют следующие способы защиты своих прав:
Претензионная работа со второй стороной
Многие люди, организации, контрагенты, гос. структуры зачастую пропускают мимо ушей устные доводы и угрозы, ведь все, что не написано на бумаге, в последствии доказать очень сложно, да и воспринимается это по общему правилу непрофессионально, несерьезно.
На этом рушатся требования 90% людей, сетующих на невозможность нашей системы, недоступность действительной защиты своих прав и так далее.
Вся проблема в том, что многие люди заканчивают свои действия устной полемикой со второй стороной. Даже чисто с логической точки зрения, указанный способ не является эффективным, так как не обязывает вторую сторону на него реагировать.
Другое дело направление претензии в порядке досудебного урегулирования, которая предусматривает конкретные действия с вашей стороны в случае отказа выполнить ваши требования.
Кроме того, грамотно составленная претензия обладает совокупностью аргументов, воспринимаемых лучше в письменном виде, подкрепленных действующей нормативно – правовой базой.
Люди по своей сути являются логичными существами, и увидев весомые аргументы, подкрепленные действующим законодательством, явно свидетельствующие о нарушении, вторая сторона вряд ли захочет дальше вести заведомо проигрышное дело.
Более 50% споров (в основном не связанных с принципиальной враждой) можно решить в претензионном порядке.
Следующим этапом досудебного урегулирования является обращение в органы исполнительной власти, органы федеральной налоговой службы, органы Прокуратуры, уполномоченному по правам человека, имеющими компетенцию в соответствующей области.
Разберем их по-отдельности:
- Каждая сфера жизнедеятельности государства контролируется соответствующими органами государственной власти, курирующей общественные отношения в конкретной области (Министерство образования по образованию, Министерство здравоохранения по медицине, Министерство труда по трудовым отношениям и др.)
Если вы связались с каким- либо госорганом, то одним из вариантов будет обращение в вышестоящий орган, если в коммерческую структуру, то в орган исполнительной власти, курирующий указанные общественные отношения.
- Органы Федеральной налоговой службы также имеют право проверять организации, правда не для восстановления ваших нарушенных прав, а на привлечение организации к ответственности, в случае нарушения ей налогового законодательства. Коммерческие организации боятся налоговых органов, так как проконтролировать все процессы в организации очень сложно, а быть привлеченным к налоговому правонарушения очень легко. Таким образом, коммерческая организация несколько раз подумает, прежде чем отказаться от ваших условий, учитывая ваши возможные способы воздействия.
- Органы Прокуратуры имеют право независимо от кого-либо проверять законность действия госорганов, организаций и всех всех всех, указанный институт является широкопрофильным и эффективным при защите своих прав.
- Уполномоченный по правам человека – институт, введенный в Российской Федерации не так давно, но уже зарекомендовавший себя как эффективное средство защиты нарушенных прав граждан. Уполномоченный по правам человека решает вопросы, связанные с нарушением прав людей, притом неважно, в какой области права были нарушены.