Российский рынок каршеринга развивается стремительными темпами. Ускоренный рост раскрывает множество болячек и дыр в системе правоотношений регулирующих каршеринговый бизнес.
До сих пор Законодателем не создан правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия людей и организаций при пользовании каршеринговым автомобилем, из-за чего отношения до сих пор регулируются положениями Гражданского кодекса РФ, не отражающего в полной мере специфики новоиспеченного бизнеса.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует ряд каршеринговых организаций, каждая из которых придерживается своей политики при взаимодействии с другими субъектами. Не являясь профессионалом в этой сфере, обычному потребителю сложно разобраться во всех тонкостях и различиях систем работы организаций, государство в свою очередь не спешит с унификацией обязательных требований.
В условиях широкой свободы, независимо друг от друга, каршеринговые организации ставят потребителей своих услуг в крайне невыгодное положение, ситуация усугубляется при попадании в ДТП и в других случаях, связанных с повреждением автомобиля.
Правоотношения между каршерингом и пользователем регламентируется договором краткосрочной аренды автомобиля, разрабатываемой организацией, которая с определенной вариативностью может предусмотреть штрафы и прочие взыскания за ненадлежащее пользование автомобилем.
Отсюда возникают множество случаев, когда после ДТП одно лицо отделывается небольшим штрафом, а второму предъявляют к возмещению практически всю сумму ущерба.
Придя к выводу о чрезвычайной свободе каршеринговых организаций, постараемся продумать наиболее приемлемую модель поведения в разных ситуациях.
Первое, при повреждении автомобиля, даже небольшой царапины, следует оповестить об этом оператора, вы отделаетесь штрафом, не подставляя при этом другое лицо. Это важно, так как на месте невнимательного водителя можете оказаться вы.
Второе правильно вытекает из первого, и подразумевает тщательную проверку автомобиля перед началом эксплуатации. Если вы не заметите каких-либо недостатков, то в дальнейшем есть шансы, что именно вас обвинят в их появлении. Также, рекомендуется все части автомобиля сфотографировать, для предотвращения таких необоснованных претензий со стороны организации.
Существуют и другие проблемы, такие как отсутствие предметов первой необходимости, тех же скребков, лопат в снежный день, но их масштаб не соответствует перечисленным выше проблемам, на которые стоит обратить в первую очередь.